Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение -  детский сад компенсирующего вида № 253
620007 г. Екатеринбург, ул. Прибалтийская, д.27, тел: 252-04-55,
e-mail: mdoy253@yandex.ru







Городской конкурс «Воспитатель года-2018»

Аналитическая записка
о результатах педагогической деятельности







Коренюгина С.А.
Воспитатель, ВКК,
 МБДОУ№253



Введение
Чтение обогащает жизнь детей лишь при условии,
 когда слово затрагивает сокровенные уголки их сердец».
В.А. Сухомлинский
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, предусматривает  поддержку детской инициативы и создание условий ситуаций развития позитивной социализации и всестороннего личностного нравственного, творческого развития воспитанников.
Художественная литература, является видом искусства, выполняет развивающую, воспитательную, эстетическую и этическую функции образования детей дошкольного возраста. Особенности восприятия детьми художественного текста таковы, что с помощью книги ребенок, в первую очередь, открывает мир во всех его многогранностях, начинает больше и лучше понимать жизнь и людей, переживая и проживая прочитанное.
К. Д. Ушинский считал необходимым «предварительно доводить дитя до понимания того произведения, которое предполагается прочесть, и потом уже читать его, не ослабляя впечатление излишними толкованиями».
Методика работы с книгой в детском саду исследована и раскрыта в методических и учебных пособиях М.М. Конина, Бородич А.М. и др. Авторы отмечают ««Эпизодическое чтение художественных произведений не дает воспитательного эффекта, даже если они оказывают на детей сильное воздействие при непосредственном восприятии».
Подбор методов и средств по ознакомлению с литературой осуществлялся с учетом особенностей развития детей, их интересов, способствующих проявлению их активности, самостоятельности и инициативы.

Цель моей педагогической деятельности - ознакомление с художественной и современной литературой, способствующей развитию инициативы дошкольников.

Задачи:
побудить всех участников образовательных отношений к чтению и работе над произведениями современной и художественной литературы;
развитие эмоциональной восприимчивости, эмоционального отклика на литературные произведения.
творческая и личностная реализация дошкольников.

Содержание
Приобщение детей к художественной литературе осуществляется при соблюдении следующих принципов: 
1.            Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования. В отборе художественных текстов учитываются предпочтения и особенности педагогов и детей.
2.            Ребёнок  полноценный участник образовательных отношений. 
3.            Поддержка проявлений инициативы детей.
4.            Сотрудничество с семьей.
5.            Формирование познавательных интересов и действий детей в процессе восприятия художественной литературы. 
6.            Возрастная адекватность: соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития детей.
В своей работе я использую множество методов и приемов, хорошо зарекомендовавших себя в области ознакомления с художественной литературой, способствующих не только активному проявлению инициативы детей, но и  обогащению развивающей предметно-пространственной среды в группе:
1.     Очень интересен педагогической прием инновационной технологии Бенжамина Блума «Кубик Блума». Уникальность этого приема в том, что он позволяет педагогу формулировать вопросы разного характера, и может быть использован не только при ознакомлении с художественной литературой, но и во всех образовательных областях, а также с детьми разного возраста. Педагог формулирует тему  и круг вопросов, которые будут обсуждаться на занятии по художественному произведению. Затем бросает фигуру, а ребенок  отвечает на вопрос темы, начинающийся с того слова, которое выпало на грани. Если ответ даётся неполный, то другие дети  могут его дополнить и исправить. Ответ на каждый вопрос кубика помогает педагогу  не только выявить уровень восприятия воспитанников,  но и сделать вывод  об эмоциональной составляющей, прояснить понимание текста, которые вызывают затруднения у детей. В самостоятельной деятельности дети любят играть с этим кубиком, создавая свои правила игры.
2.     Элементы технологии ТРИЗ. Это графические схемы - модели, помогающие детям осваивать текст произведения, пересказывать небольшие произведения, составлять описательные рассказы. В процессе прочтения или рассказывания произведения педагог делает паузу и предлагает детям схематично изобразить главных героев сюжета и основные события. Впоследствии  она используется для самостоятельного пересказа и составления продолжения истории по замыслу ребенка. В начале занятия педагог знакомит детей с карточками, на которых изображены герои книги и предлагает придумать по ним рассказ и описать их. В последствии прочитывает произведение от лица автора и дети сравнивают свое представление о главных героях с описание автора книги.
Эти приемы ТРИЗ-технологии хорошо развивают речевое творчество и креативность маленького человека, способствуют психологическому раскрепощению, устраняет боязнь неправильного высказывания, вырабатывает смелость в фантазии. При создании этих карточек дети проявляют свою творческую активность и фантазию.
3.     Нравится детям еще один прием привлечения и удержания внимания в образовательной деятельности - «Книжный чемоданчик». Обычно он располагается в книжном уголке. На первом этапе работы с ним в нем появляется книга, с которой педагог знакомит детей. Может быть размещена целая коллекции книг по определенной тематике. При помощи «книжного чемоданчика» дети осваивают работу библиотеки (по желанию могут взять книгу домой по специальной карточке). На следующем этапе «Книжный чемоданчик» играет роль «оживающих картинок». Дети помещают рисунок с героем книги. А вместо рисунка через какое-то время появляется игрушка либо книга с этим персонажем. Дети с нетерпеньем ждут, когда же раскроется чемоданчик, что же сегодня он для них приготовил!
4.     Уникальным средством сотворчества детей и взрослых по ознакомлению с литературой, поддержки детской инициативы, считаю метод проектов. Проектирование ориентировано на уникальные отношения «ребенок-взрослый», которые строятся на соучастии в деятельности – это общение на равных, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.  Были разработаны и реализованы следующие проекты «Большая – маленькая девочка» и «Бабушкины оладушки». В ходе работы над проектами дети знакомились с литературными произведениями, вели наблюдения, экспериментировали, играли, слушали музыку, сочиняли свои сказки и рассказы на основе прочитанного, создавали свои книги. В  рамках реализации проектов активно модифицировалась предметно-пространственная среда группы посредством создания коллекций в т.ч. социальных, открытий мастерских, создания пособий для реализации технологии «Мы вместе» (Е. Рылеева).
5.                ИКТ – технологии. При помощи ИКТ педагогический коллектив совместно с родителями  создают буктрейлеры. Буктрейлер (англ. booktrailer) — это короткий видеоролик, рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-либо книге. Цель таких роликов – реклама свежевышедших книг и пропаганда чтения, привлечение внимания к книгам при помощи визуальных средств, характерных для трейлеров к кинофильмам. Как правило, продолжительность буктрейлера составляет не более 3 минут. Такие ролики снимают как к современным книгам, так и к книгам, ставшим литературной классикой. Буктрейлеры привлекательны как родителям, так и детям. В рамках проекта они создаются совместно с детьми и предлагаются для просмотра для педагогов, детей и родителей других групп.

Результаты деятельности
В начале и в конце учебного года проводится диагностика уровня развития инициативы у детей дошкольного возраста с помощью методики Коротковой Н.А. по следующим показателям: творческая инициатива (наблюдение за сюжетной игрой), коммуникативная инициатива (наблюдение за совместной игрой/совместной продуктивной деятельностью), познавательная инициатива (наблюдение в продуктивной деятельности). Диагностика показала значительную динамику развития инициативы воспитанников. Анализ результатов диагностики детей показал, что 52% имели 3 уровень развития творческой и познавательной инициативы, 44 % - второй уровень коммуникативной инициативы.
Воспитанники стали: комбинировать разнообразные сюжетные эпизоды в новую связную последовательность; частично воплощать игровой замысел в продукте; задавать вопросы об отвлеченных вещах; проявлять интерес к сим­волическим языкам.
Заключение
Использование художественной и современной литературы в педагогической практике является эффективным и необходимым для развития у каждого ребенка интереса к книге, чтению, увеличения объема знаний и умения владеть этими знаниями, расширить словарный запас, повысить речевую активность. Применяя инновационные методы ознакомления с литературой дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, инициативность. Таким образом, творчески, интеллектуально и личностно реализоваться. Дети совместно с родителями систематически принимают участие  в тематических конкурсах и мероприятиях: районный уровень («Мир детства глазами К.И. Чуковского», праздник поэзии «Звездочки»); городской уровень: (участники проекта «Россия – многонациональное государство», конкурс «Открытый урок чтения»).
Требования современного мира таковы,  что полученных однажды знаний недостаточно. Необходимо совершенствовать свою профессиональную компетенцию. Особое внимание уделяется курсам повышения квалификации,
инновационной деятельности (участие в ГСИП), освоению новых педагогических технологий, активному участию в педагогических  конкурсах, обобщению собственного педагогического опыта:
-публикации в сборнике «Инновационные процессы в образовании» в рамках приоритетного национального проекта «Образование» по итогам 2013, 2015, 2017 года;
-публикация в белорусском журнале «Пролеска» в 2015 г;
-городской конкурс методических разработок «Страна фантазия», 2011 г.
-городской конкурс «Наши соседи по планете»,   2012 г.
-районный конкурс «Воспитатель года» 2013 г, 2018 г.
-всероссийский конкурс педагогического мастерства «Профи» авторский проект «К бабушке на оладушки», 2014 г.
Имею следующие награды
2011 г Почетная грамота Управления образования Администрации города Екатеринбурга,

2016 г. Почетная грамота МОПОСО за успехи в организации и совершенствовании образовательного процесса и многолетний плодотворный труд.

1 комментарий:

  1. Интересный опыт работы!! Спасибо за ваш труд

    ОтветитьУдалить